Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 имени выпускника школы Д.С. Целовальника посёлка Голубая Нива муниципального образования Славянский район

family year2
phone_doverie2
 

Позвоните нам:+7 (86146) 96-1-17

Тематические разделы

 

risunok 1 copy

Федеральные документы

PDF Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности (pdf, 323.7 Кб)

PDF Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (pdf, 262.7 Кб)

PDF Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (pdf, 293.3 Кб)

PDF Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО (pdf, 507.9 Кб)


Региональные документы

PDF Письмо МОНиМП КК от 23.09.2021 № 47-01-13-21257-21 О направлении приказа (pdf, 1.6 MБ)

PDF Приказ МОНиМП КК от 21.09.2021 №2979 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края (pdf, 1.3 MБ)


Муниципальные документы

PDF Приказ УО от 11.10.2023 г. № 1878 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Славянск (pdf, 4.2 MБ)

PDF Приказ УО от 27.10.2023 г. № 1990 Об организации работы по развитию читательской грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Славянский (pdf, 3.3 MБ)


Школьные документы

PDFПриказ № 354 от 11.10.2023 Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Славянский район в (pdf, 292.2 Кб)Документ подписан электронной подписьюСерийный номер
0
Подписан
МБОУ СОШ№10
Дата подписания документа
2023.11.10 13:41:44

PDFПриказ № 363 от 27.10.2023г Об организации работы по развитию читательской грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования Славянский район в (pdf, 721.7 Кб)Документ подписан электронной подписьюСерийный номер
0
Подписан
МБОУ СОШ№10
Дата подписания документа
2023.11.10 13:42:57


Родителям о функциональной грамотности

Для ребенка очень важно быть успешным в учебе. А для этого он должен уметь работать с информацией: находить её, проверять факты, анализировать, обобщать.

С сентября 2022 вступили в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты, которые ставят перед участниками образовательных отношений задачу обеспечения формирования функциональной грамотности обучающихся.

Что же такое функциональная грамотность?

Это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности, включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию (п. 34.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», п. 35.2 приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).

Иными словами функциональная грамотность показывает, как человек может использовать полученные в школе знания в реальной жизни, сможет ли он найти оптимальные способы решения проблемных ситуаций.

Читательская грамотность

Это способность ребенка использовать тексты для достижения своих целей, пополнения знаний, приобретения навыков. Для формирования читательской грамотности важно уметь находить и извлекать из текста информацию, размышлять над ним, «читать между строк».

Задания на формирование читательской грамотности и её проверку состоят из текста и вопросов, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например, «Что сделали бы вы, если бы оказались на месте героя истории?» и т.п..

Математическая грамотность

Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

Для формирования математической грамотности и её проверки у ребенка можно попробовать выяснить, например, как скоро окупится установка парусов на корабли с двигателем. При этом школьнику будет известно количество топлива, которое корабль потребляет при наличии и при отсутствии паруса, стоимость топлива и стоимость установки паруса. Задача обязательно приводится в контексте: рассказывается о том, что 95% товаров в мире перевозят по морю на кораблях, использующих топливо. И для того, чтобы уменьшить потребление этого топлива и его влияние на окружающую среду, инженеры планируют создать проект корабля, использующего, в том числе силу ветра.

Естественнонаучная грамотность

Под естественнонаучной грамотностью понимают способность ребёнка формировать мнение о проблемах, связанных с естественными науками. Для этого важны навыки интерпретации научных данных, умение спланировать и провести исследование, объяснить явления природы и технологии, найти доказательства.

Для проверки уровня естественнонаучной грамотности используют задания с географическими картами и предложением эти карты проанализировать. Или, например, объяснить, что изображено на серии картинок при помощи научных понятий (например «атомы» и «молекулы»).

Глобальные компетенции

Это способность ребёнка работать в одиночку или в группе для решения глобальной проблемы. Для этого важно уметь управлять своим поведением, эмоционально воспринимать новую информацию и быть открытым к ней.

Глобальные компетенции подразумевают развитие аналитического и критического мышления, эмпатии и способности сотрудничать. Осознание глобальных проблем и межкультурных различий – ключ к построению уважительных отношений с представителями любой культуры и принятию человеческого достоинства как отдельного явления. Дети учатся осознавать, каким образом культурные, религиозные, расовые и другие различия влияют на взгляды окружающих. Способность понимать и принимать убеждения других людей — один из самых важных мягких навыков в современном мире.

Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее. Сложность предполагаемого анализа зависит от возраста ребенка: с пятиклассниками можно поговорить о том, почему нельзя выгнать на улицу щенка, а в 9-м классе уже затронуть тему социального неравенства.

Креативное мышление

Под креативным мышлением понимается способность ребёнка самостоятельно или в команде придумывать и улучшать идеи. Например, предлагать инновационные и эффективные решения, использовать воображение. Кроме того, важно уметь критически взглянуть на свои идеи, увидеть их сильные и слабые стороны.

Обычно под креативностью люди понимают некий порыв, результатом которого становится великое открытие или произведение искусства. Он связан не только с обладанием талантом, но и с мастерством и глубоким знанием предметной области. Такие порывы психологи называют «большой креативностью», но творческий потенциал может проявляться и иначе, в обычной жизни. Для ребенка это может быть, например, удачное оформление стены над кроватью, вкусно приготовленный из остатков продуктов завтрак или удачное планирование дня, позволяющее успеть много дел.

Чтобы проверить, насколько школьник креативно мыслит, учитель может задать написать эссе, посвященное той или иной научной и социальной проблеме или нарисовать картину на актуальную тему. Последнее особенно применимо в младших классах

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность для школьников подразумевает, что ребёнок понимает финансовые понятия и может принимать решения для улучшения собственного и общественного финансового благополучия.

Задания на проверку финансовой грамотности для школьников обычно моделируют ситуации с денежными операциями, банковскими вкладами, кредитными ставками и другими явлениями мира финансов.

Компьютерная грамотность

Ситуация с дистанционным обучением во время пандемии показала, что компьютерная грамотность для детей может понадобиться даже в начальной школе.

Развивать компьютерную грамотность детей можно, используя вместе с ними цифровые образовательные сервисы. Чтобы пользоваться такими сервисами, ребенку нужно овладеть базовыми навыками работы в интернете: поиск необходимого сайта, заведение e-mail, ввод логина и пароля.

Основные компоненты компьютерной грамотности для детей:

1. Знание возможностей компьютера: поиск информации, рисование, вычисление и т.д.
2. Знание основных понятий: данные, информация, алгоритм и т.д.
3. Навыки работы с мышью и клавиатурой
4. Умение пользоваться поисковыми системами
5. Знание о том, как обеспечить безопасность в интернете: пароли, антивирусы, размещение личных данных и др.

Задача формирования у детей функциональной грамотности вызвала изменения требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся на экзаменах (ОГЭ, ЕГЭ). Конечно же, сами задания не поменялись, но изменилась формулировка вопросов, они стали нестандартными, жизненными.

Если ребёнок выработает способность усваивать новую информацию и умение обмениваться информацией с другими, в течение всей его жизни перед ним будут открываться многообразные экономические и социальные возможности.

Буклет родителям Функциональная грамотность

Что такое функциональная грамотность и как ее развивать 35 советов родителям

Что значит быть грамотным

Памятка для родителей по функциональной грамотности

Ресурсы по формированию и оценке функциональной грамотности

1. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования.

2. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования».

3. Открытые задания PISA.

4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач.

5. Сборники эталонных заданий серии «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение».

6. Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы.

7. Электронный банк заданий по функциональной грамотности.

Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя.

Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».

8. Банк заданий по функциональной грамотности издательства Просвещение

Демонстрационный вариант диагностики по ФГ в 6-х классах.

Ссылка на открытые задания PISA по функциональной грамотности на сайте ФИОКО

Ссылка на банк заданий на сайте института стратегии развития образования

Портал «Электронный банк заданий» для оценки функциональной грамотности

ООО «Яндекс» (Яндекс.Учебник) запустил марафон по функциональной грамотности для педагогов и школьников младших классов.

Повышение квалификации педагогов

1. Вебинары издательства «Просвещение»: https://prosv.ru/pages/pisawebinars.html

2. Дистанционные курсы «Функциональная грамотность: развиваем в школе» программы развития педагогов «Я Учитель»: https://yandex.ru/promo/education/specpro/fungram

3. Марафон по функциональной грамотности. Материалы в помощь учителю: https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main

 

Контактные данные

Наши контакты

Директор

Погорелова
Ольга Валерьевна

Контакты учредителей

Начальник управления образования

Щурова
Елена Алексеевна

Тел.: false

Тел.: +7 (861) 464-35-10

Заместитель начальника управления образования

Духнай
Светлана Сергеевна

Тел.: false

Тел.: +7 (988) 343-10-91

Доб. тел.:

E-mail: dukhnay@mail.ru